|
Повесть 3-я Капризный новичок |
|||
Оглавление (кратк.): Часть I 1. Передышка Часть
II 2. Старт 2.1. Инженер-разнорабочий 2.2. Чужой среди своих 2.2.1. Поучатель учителей |
2.2.2. Поучатель руководителей
производств 2.2.3. Систему бы сменить… 2.2.4. Опять к образованию 2.2.5. Лицом к Гению! 2.3. Планка себе и другим 2.4. О привычках и логичности поступков 2.5. Плановый нарыв 3. Прорыв |
Часть III 5. Гвоздь левши Часть IV 8. Содружество 9. 2-й фронт 10. Соты |
||
Версия
1.3, изд. 3 |
||||
Эффективностью труда и информации никто не занимался.
Держать "разработчиков" "на уровне" – нет такой задачи.
Эти "барьеры" брал каждый сам при сдаче очередных чертежей, догоняя
в "узком" месте, теряя общий кругозор. Обзор и гонка "за
прогрессом" отсутствовала даже для "ведущих". Для этого в
планах "планово" не отводилось времени. Просьбы Семёна об этом
начальников сначала смешили, потом раздражали… Готовится "легализованным сачком"[1] стать, что ли?
Отпрашивание на часок в библиотеку (а она в КБ была на соседнем пятом этаже)
воспринималось как отлынивание от работы. Невольно в памяти всплыли страсти студенческих споров и
"сходок", в которых он участвовал, его "походы" и письма
в деканат, ректору, в МинВУЗ, правительству, депутатам… ВУЗы были центрами общеобразовательной подготовки настолько общей и неконкретной, что
попавший в КБ или в производство выпускник самостоятельные задания
выполнять не может, использовать знания последних достижений - не имеет
полномочий. А
тем более – спорить за своё решение. В отношениях ВУЗ – производство надо было внедрять… свои же
предложения. "Себе во вред". Оздоровлять страну от веры, что за
тебя "старшие" всё правильно решат, - от этой разновидности “наркомании”. Самое главное в контроле за качеством – это качество
контроля! Но… Но общеизвестно, что "наркобароны" любой разновидности
"наркомании" крепко связаны с "верхними эшелонами"
власти. И будут защищать свою епархию от оздоровительных прививок
"эскулапов" и "мичуринцев". По предложениям Маленкова очевидно[2], что до признания
бывшего дипломника "специалистом" должна быть его стажировка
и аттестация в конкретном производстве, обзор качества
выполненных работ[3], но их подменили экзаменационными оценками из дипломной ведомости[4] и записью в трудовой
книжке о принятии на должность.[5] А оценка "покупателя товара", заказчика готовящихся
специалистов[6] - всегда строже. От простейших заданий в период "испытательного срока", до
работы в полную силу по полученной должности и профилю пройдёт куда более длинный
срок. До него бывший студент - скорее "курсант на звание инженера",
а не специалист. Кстати ещё в 19-м веке существовали должности "помощник
практического инженера"[7], на звание инженера
держали экзамен только после промышленной стажировки. Упрощение этого правила
обесценило качество и звание инженера, окружило уважаемых "спецов"
самозванной "шугой".[8] Защита нынешних формальных дипломных студенческих проектов, которые
во многом надуманы, во многом скопированы с прошлогодних, во многом "содраны"
с реальных, но чужих производственных работ, - просто не нужна. Да, она частично
демонстрирует "навыки применения знаний"[9]. Но плохо демонстрирует.
Студент боится "провалиться". И кафедра боится показать
"сырого" специалиста. Результат – "взаимолояльность",
"халтурные" защиты. Студенты копируют чужие проекты ведущих
специалистов предприятий и КБ, выдавая в дипломной работе их за свои. Умение
"срисовывать" у художников может не привести к способности самому
создавать шедевры. Но может породить копииста, трепещущего
перед чужими решениями и лишённого своих идей. Предприятия, Кафедры и Экзаменационные комиссии это знали. Обеспечивали именно
халтурную "дипломную практику". Прямой и массовый сговор, профанация
обучения, фальсификация аттестации. Самая обычная, "серийная"
организованная преступность![10] Самая "образованная" страна неминуемо должна была
наполниться фиктивными специалистами. Троечник-врач – это же убийца! А
троечник-авиаконструктор? Я бы не сел в его самолёт. А троечник-испытатель, троечник-контролёр? А троечник-юрист, троечник-бухгалтер, троечник-министр?… Чур меня от их "услуг"! А троечник, отстающий от гонки за прогрессом? Это выпускник-"специалист",
обречённый стать двоечником, приносящим ущерб своей ежедневной
"работой". Это процесс гнилого болота. Затраченные на образование деньги дадут
не золотые самородки, даже не торф, а г… Храни нас Бог и от услуг, и от ненависти всех троечников мира! Да
помоги им доучиться! Реально к проекту на
уровне "дипломного" конструктор готов не на 5-м курсе ВУЗа, а
достигнув в производстве уровня конструктора 2-й или 1-й категории. Именно в этих должностях
инженеры КБ и получают самостоятельные работы. Это записано в должностных
инструкциях как норма сложности работ, эта способность к самостоятельному и
ответственному исполнению заказа аттестовывается. К этому "специалист" в
условиях практической деятельности идёт после ВУЗа лет 5-15. Единицы –
раньше. Многие "специалисты", оставаясь
"исполнителями" низкого уровня, к самостоятельному проекту, то есть
к собственно инженерной работе, уже не доходят никогда. Абсурд. Их диплом –
документ о потерянных годах. О возможности стать специалистом. А ведь он должен
свидетельствовать только то, кем обученный является. Возможность быть кем-то
иным (и условия получения и использования таких возможностей) с полученными
знаниями должны быть описаны в дипломе или в законе.[11] В лучшем случае, они станут техниками-практиками. Но я больше доверяю
отличному практику, поднявшемуся из рабочих, чем опустившемуся из инженеров.[12] Как аттестует жизнь, так и должен аттестовать ВУЗ. Но с использованием методик непрерывного образования, ускоренной подготовки и
ускоренных испытаний. Маленков предлагал делать так: 3-й курс. Практика. Курсовой Проект. Оценка навыков и уровня предложений для
внедрения. Техник-конструктор. 4-й курс. Практика. Реальные задания. Прикладной проект. Оценка уровня
предложений для внедрения. Конструктор 3-й категории. Уходящий в "производство" с
этих курсов должен иметь это право и получить ВУЗовский аттестат
своего уровня. Например, инженер-конструктор 3-й или 4-й (низшей, пока не
существующей) категории.[13] 5-й курс должен выпускать инженеров (конструкторов, технологов и т.п.) 3-2 категории. А не "инженера
вообще". Продукт без оценки качества и разряда
стандарта - неважнецкий товар. Аналогичные градации можно привести и для учителей, юристов и др. Получившему "2" не надо навсегда
"отсеиваться", а вместе с возможностью "повторного обучения", "второгодничества",
дообучения - должна предоставляться справка
"посещал курс по предметам …". Как свидетельство
потраченных усилий почти с "нулевой суммой" набранных очков.[14] Должна допускаться возможность иметь выпускнику
"3"
только по "непрофильным" предметам. Троечник, может быть, и "выпускник", но не
специалист!
Вслушайтесь в это слово! Специалист! Выпускнику-троечнику тоже
должна полагаться справка "прослушал курс по …".
Слушал, но не услышал. "Несовершенный" вид глагола. Несвершившийся специалист.
Документ соответственно тоже – о факте усилий с мнением типа
"зачёт", "к сведению"… "Удовлетворительно" должно пониматься
как "исправимый брак". С неизменным
обязательством его исправить, пройти "курсы доквалификации". Всё
это должно войти в таблицы законодательных
инициатив, а затем в Закон, в нормы поведения общества. "Сдадим наши Посредственные знания на ХОРОШО
и ОТЛИЧНО!" - опубликовала как-то студенческая газета МАТИ в качестве
призывных лозунгов к Первомаю. Но если бы это был только юмор! Это была правда! Нужна иная защита для статуса "специалист": защита своего, реального, прикладного проекта, с защитой
новизны решений, эффекта внедрения, качества исполнения, и, конечно,
демонстрация полученных знаний и навыков, защита с обзором (сравнения) других
выполненных прикладных работ[15], защищённых
изобретений. На современном этапе знания и навыки должны включать навыки
использования баз данных на ЭВМ и навыков проектирования на ЭВМ. Замечания на
"избыточность" представленного к защите материала, которые были
даны Маленкову в 74-м году[16], должны быть исключены.
Как можно карать за добавочно совершённый полезный труд? Как можно его не поощрить? Обозначить минимальный порог достижений для
признания –
важно. Можно сочетание достижений обозначить в баллах. Без новизны, без эффекта
внедрения – сумма баллов для признания должна быть недостаточной. "Выпадающий" из доказательств по теме защиты материал может
быть отведён в "приложение", в "иллюстрации". Но пенять на
излишества достижений или доказательств – это породить куцую,
несамодостаточную и искусственно ухудшенную работу! Не многие добровольно
размахнутся на грандиозные проекты. Не бойтесь. Хотя - дай Бог таких
творческих смельчаков побольше! Но над большой авторской работой надо напрячься и арбитрам. Авторский
и новаторский труд - надо уважать. Свежие знания и проекты выпускников ВУЗа должны максимально использоваться в планах модернизаций
проектов и производств.[17] Молодой специалист практику должен проходить (за работой вместе с
"главными" и "ведущими" специалистами) за анализом
сравнительных преимуществ и недостатков проектов и производств. "Задремавшие на лаврах" должны рваться на курсы
профсовершенствования, чтобы не быть смещёнными молодым специалистом по результатам
его аналитики трудов "старших товарищей" и предложений к
совершенствованию. "Знания, которые не пополняются – убывают с каждым
днём" –
записал как-то в записную книжку студент Маленков. Истинная правда! Страна, нашпигованная "липовыми" специалистами, это тот же
небоеготовый полк из повести "И
один в поле воин". "Некотируемые" дипломы и люди – огромная беда.
Зря затраченные деньги и время. Это – трагедия не только
"выпускников", но и общества. Для предотвращения такого ущерба и для его возмещения должны в стране быть ответственные люди. И это тоже надо оценивать.
И не только в финансовом ущербе. Это – потери в развитии науки,
производства, мощи страны. "Остаточный" принцип финансирования
ВУЗов и науки – их только усугубляют. Это тоже преступление. И "наверху" должны быть
ответственные,
особенно персонально, и коллегиально (см. в ГК и УК - солидарная
субсидиарная ответственность, ответственность должника за действия третьих
лиц), и
"по совокупности", и должно быть без "сроков давности", с
неизбежностью наказания. Так как это – преступления против интересов
государства и общества, с использованием должности и власти, т.е. – особо опасные.
Бывшая ст. 69 УК РСФСР! Уголовники, придя к власти, спешно её отменили как "Сталинскую",
развязывая себе руки к серии куда более мощных преступлений с использованием
должности и власти. (Смотри обе предыдущие моих повести). И
этот их статус должен быть восстановлен и неизменен. Формулировки отменённой
ст.69 старого УК должны быть повторены в новом! К этой
категории преступлений должно быть и строгое внимание, и эффективные
меры борьбы и профилактики. Где взять деньги на
внедрение идей? От внедрения
идей! Хорошие идеи – всегда "доходны". |
"Капризный
новичок" – к началу страницы \\ к началу повести \\
к продолжению – часть IIb – (2.2.2. Поучатель
руководителей производств)
ã Фонд гражданских
инициатив, МО МОИП, 2000-2012 \\
ã
Маленков С.К.,
член международного Союза славянских журналистов
ã Гражданская
инициатива Ò, е-журнал МО МОИП,
1998-2012
Здесь Вы можете выбрать код
наших банеров и текстовых ссылок из расширенного списка
и поставить его на Ваш сайт (тут - автообмен ссылками)
|
Обновление:
01-01-2012fog
[1] = узаконенным бездельником
[2] Публикуются в разделе "Вечные студенты" сайта www.uniqum.ru . С мая 2007 все публикации с него
переносятся на сайт www.malenkov.by.ru, а с марта 2009 – в архивные библиотеки всех дружеских
сайтов.
[3] Для одних работ полученные в ВУЗе знания могут быть даже избыточными, но для других - могут
оказаться и недостаточными. Соответственно, отличник может выглядеть троечником (и наоборот).
[4] то есть, относительной
самооценкой ВУЗа своей работы над созданием специалиста
[5] Из перестраховки специалиста обычно принимали на более низкую должность и зарплату, чем следовало
из оценочных документов и характеристик.
[6] Даже на защите дипломных проектов от очень немногих организаций присутствовали представители для
отбора выпускников. А уж заказа их числа и уровня специализаций от предприятий ВУЗы СССР не
принимали. План набора в ВУЗ зависел от возможностей аудиторий и штата преподавателей, сумма
выпуска студентов должна была быть не менее числа убывающих на пенсию специалистов.
[7] Заказы получал только сам инженер, т.е. его титул соответствовал нынешнему понятию "ведущий
конструктор". Для получения заказа (и денег) коммерсанта надо было неоднократно отличиться.
Кто одарит Вас доверием, а себя риском?
[8] Это масса ледяной крошки весной на реке.
[9] Демонстрация навыков - стандартная строка из заданий на дипломное проектирование.
[10] Тяжкое преступление по Уголовному Кодексу СССР, РСФСР и РФ
[11] К проектированию электрошкафов (для монтажа электроэлементов с ограничением доступа) допускается
конструктор той же категории, что и конструктор корпуса ракеты или самолёта (законченное корпусное
изделие). Но сложность и ответственность проектов при этом не равнозначна. Т.е. Требуются сложные и
подробные отраслевые Стандарты аттестации инженеров.
[12] Но должен быть целый раздел законодательства, охраняющий Право и свободу творчества от возможных
злоупотреблений и искусственного сдерживания творца. Тогда опускаться будут только лодыри и
бездари. И трусы.
[13] У военных, например, возможности определяет не столько звание, сколько должность, и вооружение,
и люди. Кузьма Маленков, отец Семёна, в войну командовал ракетной установкой "Катюша" в звании
сержанта. А заменяла она артиллерийскую батарею в 16 пушек и несколько десятков бойцов, которой
командовали офицеры. И те 16 стволов и десятки людей не могли свершить того, что творила одна
"Катюша" с сержантом и горсткой солдат.
У инженеров звания только почётные, должность определяет оклад, инструменты похожа и
немногообразны…
[14] Надо научиться аттестовывать любую часть полученного образования, а не только кучами в 5 лет и 50
предметов ВУЗа. Если мы освоим суммирование образования и навыков более малыми дозами, мы резко
повысим регистрируемую грамотность населения и спецов, возможности её повышения.
[15] Т.е. взятых на использование, внедрение.
[16] Описано в повести "Уникум, мечтавший о Безработице".
[17] Например, в дипломном проекте Маленкова С.К., описанном в повести
"Уникум, мечтавший о Безработице", было предложено повышение достигаемой точности обработки
деталей в 10 раз (!) за счёт лазерной автоподстройки обрабатывающего инструмента на ходу, во время
обработки. Знание этой технологии получено в лазерной лаборатории СНТО в МАТИ, но ни ВУЗ, ни
авиапром не использовали этот элемент проекта, оцененного "с отличием". От этого проиграл и автор,
и вся страна.